Семантическое соответствие (СС) преследует поисковые кампании как тень. И если автотаргетингом Яндекс нам позволяет управлять хоть как-то, то СС ни отключить, ни переключить, ни отрегулировать.
Нам остается только смиренно принять правила игры и колдовать с операторами, пытаясь уменьшить количество дополнительных релевантных фраз в рекламных кампаниях.
В семантическом соответствии, как и в автотаргетинге, есть категории. Классификацию можно почитать в справке, но я всё же позволю себе цитаты для наглядности.
Категории семантического соответствия
Альтернативные запросы: пользователь ищет продукт, который можно заменить рекламируемым. При этом объявление также может удовлетворить запрос.
То есть когда товар или услугу называют другими словами. При этом четко понятно, что имеется ввиду именно то, что нужно. Допустим: китайский квадрик и китайский квадроцикл. Услуги бухгалтера и бухгалтерские услуги.
Сопутствующие запросы. Запросы по продуктам, которые могут быть интересны вместе с рекламируемым товаром или услугой.
Противная категория, на мой взгляд. Пользователю показывают не то, что ему нужно прямо сейчас, а что может пригодиться когда-нибудь. Ищет человек спиннинг, к примеру, а ему запросто могут предложить резиновую лодку.
Широкие запросы. Запрос шире, чем рекламное предложение.
Тоже неоднозначная категория. Ввели вы в поиск “колёса для Нивы”, а вам показывают “колёса для автомобиля”. Другой вариант: мы пишем “заказать секционные ворота”, а нам предлагают просто “купить ворота”.
Не определена. Запрос не подходит ни под одну из категорий.
Целевые запросы. Рекламное объявление точно отвечает на запрос пользователя.
Запросы с упоминанием конкурентов. Поиск рекламируемого продукта у конкурентов.
Последние три категории нет нужды комментировать и приводить примеры. Всё предельно ясно.
А каков процент семантического соответствия от общего количества запросов? Это несложно подсчитать. Идём в Мастер отчетов, выбираем вкладку “Поисковые запросы”, нужный период, проставляем галки где нужно, и жмём “Показать”.
Я взял три кампании из разных ниш, период 30 дней и вот что получилось.
Дома из газобетона.
Всего поисковых запросов — 719
Семантическое соответствие — 671 (93%)
Пословное соответствие — 48 (7%)
Спецтехника
Всего — 179
Семантическое — 19 (11%)
Пословное — 160 (89%)
Парковые скамейки
Всего — 355
Семантическое — 261 (74%)
Пословное — 94 (26%)
Приведу также три-четыре примера из каждой кампании, чтобы было понятно, действительно ли Яндекс показывает не то, что просили в соответствии с классификацией.
Дома из газобетона
Поисковый запрос | Условие показа | Категория таргетинга |
андрей шанс дома из газобетон | дома из газобетона москва | Альтернативные запросы |
бетонный дом под ключ домодедово | дом под ключ газобетон подмосковье | Альтернативные запросы |
дом газобетон ламполово | дом из газобетона подмосковье | Альтернативные запросы |
дом из газобетона под ключ цена | стоимость дома из газобетона под ключ | не определено |
дом из газоблока под ключ | дом из газобетона под ключ | не определено |
из какой толщины газобетона строить дом | построить дом из газобетона | не определено |
высота одноэтажного дома из газобетона | дома из газобетона москва | Сопутствующие запросы |
выставки домов в москве из газоблоко | дома из газобетона москва | Сопутствующие запросы |
дом из газобетона или газосиликата | дома из газобетона москва | Сопутствующие запросы |
какой дом дешевле каркас или газобетон | дом из газобетона цена | Сопутствующие запросы |
10х10 цена дома по ключ | цена дома из газобетона 10х10 под ключ | Узкие запросы |
барнхаус из газобетона под ключ цена | дом из газобетона под ключ цена | Узкие запросы |
дачный домик из газобетона 4 на 6 | дома из газобетона москва | Узкие запросы |
купить дом одноэтажный под ключ недорого в краснодарском крае | построить дом из газобетона цена 100 кв | Широкие запросы |
построить дом 100 кв м цена под ключ ставрополь | дом из газобетона цена | Широкие запросы |
Что здесь примечательного? Прямо таких супер косяков нет. Сопутствующие запросы странные. В моём понимании, нужно предложить к дому забор какой-нибудь или окна. Кондиционер или входная дверь — тоже пригодится домовладельцу.
Спецтехника
Поисковый запрос | Условие показа | Категория таргетинга |
купить трактор мтз с пробегом цена | купить трактор мтз новый цена | Альтернативные запросы |
мтз 80.1 2024 | трактор мтз 80 новый | Альтернативные запросы |
новый трактор беларус взять в креди | новые трактора беларус | Альтернативные запросы |
альтернатива мтз 82 | трактор аналог мтз 82 | Сопутствующие запросы |
конкурент трактору мтз 320 | трактор +аналог +мтз | Сопутствующие запросы |
мтз 82.1 рутуб последняя модель | новый трактор мтз 82.1 | Сопутствующие запросы |
Повторюсь, что в этой нише семантики всего 11%. И категорий всего две — сопутствующие и альтернативные запросы. Думаю, это связано с тем, что по ключевикам есть что показать.
Парковые скамейки
Поисковый запрос | Условие показа | Категория таргетинга |
лавка фролова чугун | лавка +чугунная | Альтернативные запросы |
лавочка уличная парк концепт | скамейки уличные парковые | Альтернативные запросы |
парковая лавочка патриаршие пруды купить | парковые скамейки купить | Альтернативные запросы |
лавка парковая купить | парковые скамейки купить | Не определено |
лавочка чугунная парковая | лавка +чугунная парковая | Не определено |
скамейка уличная купить | парковые скамейки купить | Не определено |
скамья парковая со спинкой | скамейки уличные парковые | Не определено |
лавка парковая л004 купить | парковые скамейки купить | Узкие запросы |
лавочка парковая со спинкой чугунная | лавка +чугунная парковая | Узкие запросы |
парковая скамейка со спинкой и подлокотниками stac | скамейки уличные парковые | Узкие запросы |
антикварная лавка в калашном переулке в москве чугун купить | лавка чугунная купить | Широкие запросы |
изобильный скамейки парковые | скамейки уличные парковые | Широкие запросы |
купить лавочки для парка | парковые скамейки купить | Широкие запросы |
В целом, учитывая, что это СС, то терпимо.
Я привел всего несколько примеров для каждой категории в каждой нише. Но остальные данные очень похожи на те, что в таблице.
Выводы
- нельзя однозначно сказать, сколько процентов от всех запросов Яндекс “резервирует” для семантического соответствия. Разброс — от 11 до 93 процентов
- не все категории СС могут быть “задействованы” в рекламной кампании. В спецтехнике, например, робот применил всего две. Но там и общее количество показов невелико
- деление на категории, на мой взгляд, весьма условное. Запрос, отнесенный к альтернативным, вполне может быть широким и наоборот
- если товар или услуга понятны Яндексу, он подбирает более-менее вменяемые фразы для семантического соответствия. Если же продавать что-то необычное или малопопулярное, то “левых” словосочетаний в СС не избежать